Отцы и деды! Обменяемся опытом.
- Войдите на сайт для отправки комментариев
Коллеги, я обращаюсь к тем из Вас, у кого есть дети или внуки возраста начала занятий электроникой (лет 8-10? Есть другие мнения?).
Все мы знаем как непросто придумать проект, чтобы парень или девочка сделал(а) самостоятельно, все понял(а) и ещё чтобы ему (ей) это было интересно, чтобы глаза горели и хотелось победить, а не просто «отсидеть урок».
Давайте делиться детскими проектами!
Кто что делал, возраст ребёнка, насколько понравилось ребёнку, где и в чём у него были трудности и т.п.
Для затравки расскажу, как мы сделали динамик из одноразовой тарелки, магнита и катушки, намотанной на картонку проводом из трансформатора, вытащенного из приказавшей долго жить энергосберегающей лампы.
Итак, Андрей, 9 лет.
Специально делать динамик мы не собирались. Мы просто экспериментировали с транзистором (типа тема была «биполярный транзистор и его свойства») – подключали транзистор по-разному, и смотрели на мультиметре и осциллографе, как он себя ведёт. В какой-то момент решили подать на базу наушниковый выход музыкального центра. Полюбовавшись на осциллограмму, парень спросил: «Так он же дрыгается от полутора до трёх вольт, а если воткнуть туда светодиод – будет мигать?». Ответ был стандартным: «Попробуй». Воткнул, светодиод радостно замигал в такт музыке. Парень обалдел и сказал, давай это спаяем на плату – будет светомузыка к моему бумбоксу. Но я посоветовал пока не паять, а разделить частоты на низкие и высокие и мигать двумя светодиодами и уж тогда паять, поставив транзистор помощнее, чтобы было по нескольку светодиодов на низкие и высокие каждого канала. Но тут выяснилось, что парень понятия не имеет о природе звука, о частотах и т.п. Беда!
Попытался объяснить. Вижу, идёт туго. Взяли противень, потрясли его герц на 20 – особого впечатления не произвело. Парень сказал, что так то оно конечно, а вот чтобы слова и музыка – сколько не тряси противень, – так не получится. Тут я вспомнил, что проволоку на гвоздь мы уже наматывали (что такое электромагнит знаем) и катушку с током к магниту подносили. Тогда я предложил:. «Давай, ты намотаешь катушку на круглый каркасик из картонки, приклеим её к одноразовой тарелке, тарелку на «пружинках» к столу, а под катушку подсунем магнит, и посмотрим, что получится». Ну, поковырялись, сделали. Катцушку Андрей намотал вручную, внавал примерно на 6,7 ом. Подключили к катушке батарейку – тарелка выгнулась, поменяли полярность – вогнулась. Тут до него дошло, что надо подключить катушку параллельно светодиоду и «Она будет прогибаться в такт музыке! Но звук то … что и прямо звук будет?». «Подключай!». Восторгу не было предела! Звук не особо громкий, слегка зашумлённый хрипами, но совершенно нормально играла музыка и пел солист.
Вот так мы изучили природу звука, сделали самодельный динамик, и подключили его к самодельному же усилителю из одного транзистора, который собственно и изучали.
Фотоотчёт (схема на столе собрана в детском электронном конструкторе):
Вот здесь всё хорошо видно: катушка, магнит, тарекла, "пружинки" - вот и вся конструкция.
А это схема подключения целиком
Ну, и, наконец, счастливый исследователь ...
Молоток! Моему пацану больше программить нравится (тоже 9 лет), хотя может от того что я объяснять про железяки не умею. И паять тоже.
JollyBiber, я тоже программист. Электронику мы с Андрюхой вместе осваиваем :)
А программировать пока не начинали, но скоро начнём. Он уже установил моторчики на машинку, батареечный отсек и макетку на 800 отверстий. Т.е. платформу как бы сделал. Вот закончим светомузыку, воткнём в макетку Nano'ку и начнём над машинкой издеваться. Пригодятся ему там познания про транзистор и про всё остальное. Кстати, "нанками" я затарился с запасом - думаю, что поначалу будутт лететь за милую душу :)
Так вот откуда берутся ремесленики.
ИМХО но подход какой-то не правильный. А где пробы , ошибки, попытки найти решение самостоятельно? Вот когда следствие зашло в тупик, тогда уже можно пойти и получить совет от папы или деда. Но при таком подходе нужно что бы тема была интересна. Хотя и при вашем подходе это актуально.
У нас обычно все начинается с бесед. А потом она сама ищет варианты получения результата.
А в целом, если никто в семье не читает книг, то заинтересовать ребенка чтением не получится.
возьми лазерную указку и замодулируй от звука, а на фотоприемник усилитель. качество так себе, но зато какая никакая беспроводная оптическая связь
сделайте усилитель с высоким ку на 3 транзисторах, на выходе динамик. на входе провод и катушка (я делал катушку) на палке. можно в стене провода находить. и собирается быстро. я в 8 классе собирал. очень понравилось
жучки на 1 транзисторе тоже прикольно
Наш внук себе на машину светодиоды лепил. Я ему даже закон Ома объяснял, но вряд ли он понял, хотя временами вижу его с паяльником. Но интереса на большее я пока не вижу.
UPD: ах да, ещё делает маску железного человека и туда светики приделывает. Можно попробовать забрало открывать шаровым или сервой, посмотрим.
13 лет сыну. Стартанул проект по автоматизации управления светом и вентилятором в туалете на ардуино.
Задача, используя ультразвуковой датчик, детектировать открытие/закрытие двери и отличать закрытую дверь от наличия человека в туалете. На основании этого включать и выключать свет, а так же включать и выключать вентилятор, через готовый блок с двумя реле с опторазвязкой. Причем вентилятор выключать не сразу, а в зависимости от времени нахождения человека в туалете.
Постараюсь потом отчет после завершения проекта опубликовать.
Да, прикольно хвастаться достижениями своих отпрысков .. тоже приятно. Только вот "боюсь он ни хрена не понял" .. ловил за собой уже много раз. Причем, выясняется это гораздо позже, когда слышишь примерно такое: -"А! Так вот оно как .. а тогда надо сделать тут и тут .. в прошлый раз? Да я в прошлый раз мало что понял..".
.. поэтому уже завязал хвастаться "достижениями". Интернет, мыло, ник .. всё у него есть. Хочет - пусть сам рассказывает что и как у него получилось. Поверьте, будет совсем иной рассказ. :)
Архат, суть темы не в хватовстве, а обмене идеями проектов, ну, так задумывалось изначально.
Ну .. не знаю. У нас отложено 2 проекта и в "проработке" третий:
1. "Робот-Змея". Материал: конструктор Лего-Техник + наша Ардуино-Мега2560. Задача: сделать ползающую (а не на колесиках) конструкцию из 5-и сегментов "голова" (+ датчик HCSR-04) + Блок мотора (первый мотор) + Блок Ардуино + Блок мотора (второй мотор) + хвост. Вращение моторов приводит к изгибаниям блоков моторов с головой/хвостом И центральным блоком. Моторы "маршевые" от Лего "FM Large-motor". Есть центральный бок, голова, хвост и 1 блок мотора. Проект "застрял" из-за недостаточно надежного редуктора на базе Лего и конструкции "кривошипно-шатунной" передачи. Если в одну сторону мотор нормально вертит башкой, то обратная сторона с центральным блоком несколько клинит .. удовлетворительного решения им пока не найдено, поэтому второй блок с мотором так и не собран.
2. "Марсоход". Материал - тот же. Задача: сделать вездеходную тележку на базе планетарных колес и снабдить её массой разных "рук" и датчиков. Наша попытка задействовать ВСЕ аппаратные ресурсы Мега-2560. 4 планетарных колеса лежат уже второй месяц. Затык произошел в прочности и надежности лего-креплений. Из-за планетарности колес, получается корпус достаточно большого размера и он становится очень тяжелым .. пробные сборки дали 3-4 килограмма. Как "итого" оси опор планетарного колеса изгибаются и большие колеса тупо разъезжаются промеж себя. Удовлетворительного решения пока не найдено и мною в т.ч.
3. "Робот-паук" на серводвигателях .. ищем удобные способы обрамления серв SG-90 в лего-детали с прицелом "прочего" применения. Ребенок пока прорабатывает отдельные элементы программного обеспечения, на базе Ардублока и ДРАКОНа.
.. ну вот, если за обмен идеями .. то как-то так наверное.
Спасибо.
Покажу ребёнку.
Мне так кажется очень сложным.
Ну .. не знаю. У нас отложено 2 проекта и в "проработке" третий:
IMHO и сложно, и не бюджетно. Механика стоит дорого, тем более Лего.
Я то специально выбирал проект и не дорогой, и не сложный, и практически полезный.
Второй проект у меня в очереди будет, как нагрузка к первому, на той же ардуине, благо и стоять она будет там же. С импульсных выходов счетчиков воды забирать показания и отправлять их в указанную дату в УК через личный кабинет. Подробно эту задачу не копал. Сможет ли Mini Pro осилить https - не знаю. Не получится - будет через линуксный сервер передавать.
Как и обещал, отписываюсь "о жизни" и истории случайного приобщения ребенка к электронике. Началось все, когда ребенку было лет 5 (сейчас 12), и я случайно набрел в Германии на конструкторы Fischertechnik. Идея понравилась и нравилась до тех пор, пока он не увидел в рекламе наборы с программируемым контроллером. Пришлось дарить, ибо "душу вытряс"... С тех пор ребенок ушел в программирование и не возвращается... В начале я мог ему помочь, хотя я биолог и всегда держался подальше от электроники и программирования, но начальные шаги там довольно просты. Затем пришлось обращаться за профессиональной помощью и начались разнообразные курсы, от Lego WeDo и Mindstorm до Adruino (сейчас). В старшей школе нашелся преподаватель робототехники, который взял его еще с 3-го класса, с тех пор пройдено множество соревнований и олимпиад. Интересно, что конструирование теперь его не интересует совсем, только программирование. Домашними проектами уже практически не занимаемся, некогда, т.ч., боюсь, ничего предложить не смогу. Проект из темы http://arduino.ru/forum/apparatnye-voprosy/arduino-i-dvigatel-peremennogo-toka больше рассчитан на меня и младшего, которому захотелось автоматизировать модель домика с мельницей, чтобы включать подсветку и мельничное колесо дистанционно. В проекте была автоматическая игрушка для кота с лазером, т.к. кот любит гоняться за точкой, даже закуплены детали, но увы, все некогда, соревнования...
Увы .. наш всё лето просидел за изучением английского языка, который почему-то дается ему с каким-то огромным трудом (по 5-8 часов в день с явно низким результатом) .. даже не знаю как этому помочь.
Увы .. наш всё лето просидел за изучением английского языка, который почему-то дается ему с каким-то огромным трудом (по 5-8 часов в день с явно низким результатом) .. даже не знаю как этому помочь.
Пусть начнет учить другой язык. После немецкого английский покажется легким. Можно итальянский.Его учить легко.
в принципе да. Очень многое проще познается в сравнении.
Правда на тему какой язык легче - не вполне согласен. Про немецкий ничего не скажу, а вот из пары итальянский - английский - английский, ИМХО, проще.
Увы .. наш всё лето просидел за изучением английского языка, который почему-то дается ему с каким-то огромным трудом (по 5-8 часов в день с явно низким результатом) .. даже не знаю как этому помочь.
бедный ребенок.
По 5 часов в день учить то, что плохо дается... Я всегда учил только то. что дается легко :)
А уж как мне его жаль! И даже не понятно как этому помочь .. он забывает слова примерно с той же скоростью, с какой учит. Во 2-4 классах, английский был чисто для галочки. Так в 4-м было проведено только .. 4(четыре) урока за весь год(!). Что-то мы с ним учили дома, но это так, исключительно для программирования if else goto.. А когда он пришел в новый 5-й класс, оказалось что почти все его одноклассники .. или имеют "спец школу английского" за плечами или репетиторов и .. он оказался единственным, кто при хороших и отличных оценках по остальным предметам .. остался на осень по английскому.
Не, конечно продвижение есть, есть и репетитор, который также отмечает что стало значительно лучше (заговорил таки) .. но это СТОЛЬКО ВРЕМЕНИ .. и как помочь - непонятно. На днях подняли старую игру "найди парную картинку" (было подозрение что дело в памяти), и .. он меня практически обыграл, что называется "сходу". Спроси его о каких-то параметрах боевых самолетов (играет в какую-то игрушку-симулятор иногда) .. просто ходячая энциклопедия .. вот "сколько весит броневой корпус ИЛ-2?" или "какой вес бортового залпа у Спитфайр МК-2?" .. а он - оказывается знает. А тут .. ума не приложу что делать..
Arhat109-2 - забывается неиспользуемое. Видимо, реальной потребности в английском у вашего сына нет - вот слова и вылетают из головы. Раз он увлекается электроникой - подсуньте ему книжки на английском по программированию и робототехнике... должно помочь.
Сам в школе и в институте был отстающим по английскому. Пока в 25 лет не понадобилось иностранные книжки по работе читать.
Полностью согласен. Подарили мне когда был в школе немецкий компьютер на Z80 (или чем-то таком, не помню уже) для изучения, тогда в ходу были 286 и 386 машины еще. Так вот на компьютере том вшит Бейсик, документация была подробнейшая на него, одна беда - на немецком языке :D. Пришлось читать. И это при том что учился английский. Выручало только то что слова похожие зачастую.
так и я счас английский с листа читаю не благодаря преподавателям, а исключительно из-за подсовываемых мне в юности руководств по программированию различных устройств. Ну и плюс в ДОСе была куча резидентных программ, которые могли на лету переводить слова (за тексты тогда канешна речи еще не было). Так потихоньку словарный запас и рос. А в грамматике и в устной речи до сих пор не силён. :)
Банально, но по возрасту сыну Архата - "Алису в стране чудес" читать, и, конечно, ее читать нужно на аглицком!
Во первых - офигенно интересно, во-сторых язык. Чуть подрастет, когда девочки заинтересуют - Селинджера читать.
Вот с О Генри - сложно, там американизмов дохрена, зато Марка Твена читать интересно и язык простой, Джек Лондон еще прост.
Метод страндартный - остроотточенный карандаш и бумажная книга. Подстрочник себе пишешь карандашиком прямо над (или под) строкой. Другого способа учить язык вне погружения - нету! Чесслово. Прежде, чем я начал нормально читать я исчеркал кучу книг.
Потом нужно начинать говорить по телефону, не видя артикуляции, только на слух, но тут нужно, чтобы было "с кем".
Еще появилось теперь новое - смотреть простые интересные фильмы без субтитров. Хороший язык, без жаргона, в старых фильмах - классические Звездные войны, Назад в будущее, все классические Диснеевские мультфильмы. Даже ничего, что он видел их на русском. Пусть сравнивет песни в "Красавице и Чудовище" или "Русалочке" оригинал и уё...щный перевод! Можно найти сабы на аглицком, так еще интереснее будет.
https://www.youtube.com/watch?v=qJ3_K9KIU5M Для начала надо определиться какой английский ваш сын учит.
Всем спасибо, и огромная благодарность.
В общем-то оно так и есть: понимания что "оно ему надо" - нет, и похоже забывается именно поэтому на раз-два. Хотя бы потому что сообщения за ошибки компилятора, устанавливаемых программ на его Убунте (которую он сам выбрал, сам поставил и сам настроил и доставил всё, что ему показалось интересным) - он таки читает и переводит уже без обращений ко мне "Пап, а чего оно тут пишет?" .. из недавнего: -"пора спать, у тебя время кривое" .. -"как это? У тебя стоит ntp-клиент, а я себе поставил ntpd - это демон, он сам спрашивает время у сервера, вот смотри" .. когда сменил .. фиг его знает.
А тут "диалог в ресторане заказ жратвы": "что изволите жрать это или это? Это и ещё вон то. А пить что будете? Счет давай." .. или "поездка в музей": "Как обзывается эта фигня?" "фигня желтая" "о-о-о" .. не, оно понятно что это бытовые диалоги и наверное полезные .. только вот ему это пока не понятно и явно (зачем оно мне?).
А вот с печатными английскими книжками .. это мысля. Сам когда-то, читая Джерома К Джерома (трое в лодке ..) в оригинале, просто лежал со сведенными скулами под столом.. не переводимо, если вчё. Надо попробовать.
Какой английский - О, тоже вопрос в точку .. первые полгода в 5-м классе, они учили "классический оксфордский" как понял. А с н.г. (5-й класс) к ним пришла "носитель языка", прожившая в США лет 10 (-"А чего уехали?" -"А вы знаете, там учителям платят очень большие зарплаты, только вот до пенсии доживают далеко не все. Как сын подрос, так и уехала. Хочу дожить до пенсии" -"?!? Что так сложно работать?" -"Нет. Работать нормально, как и везде .. стреляют знаете ли". Так вот с н.г. они начали учить американский с ихним Де, вместо Зе .. до меня доперло только в июне, когда меняли репетитора ("вот, я тебе говорил что Де и твени, а не зе и твенти!").. Кто и как будет преподавать теперь - не знаю, поговаривают что наша "носительница" из школы свалила. Как носитель - 10 баллов, но как препод .. не знаю .. несколько раз объявляла всему классу на собраниях что будут доп. занятия с отстающими .. было ровно одно. Сын поначалу говорил, что на уроке говорит исключительно на английском, её мало кто понимает и поэтому плохая дисциплина - несколько раз жаловалась на собраниях, что дети срывают уроки. Пару раз пытался выяснить домашнее задание - "у него все в дневнике записано".. и т.д.. оставлен на осень: когда, как позаниматься дополнительно? А когда хотите, только не со мной - я уезжаю на лето. У Вас конкретно очень запущенный случай, он не знает ничего .. в принципе имеет право, но .. как-то покоробил такой ответ.
Недовольных родителей было больше полкласса. (Но там и класс "оторви и выбрось - не пропадут").
Тут ещё такая беда, что мой разговорный, он и в лучшие времена, когда общался напрямую, был не айс .. прямо как у собаки Павлова: "понимаю нормально, а сказать ни в какую". Поэтому предпочитал общаться "на троих" с переводчиком по однонаправленному кольцу.. иностранец -> мой ответ/вопрос -> переводчик с уточнениями. Поэтому и когда работал - предпочитал общение по мылу - оно так надежней: и та сторона излагает мысль письму и мне перечитать можно.
Блин! Как я мог забыть Гарри Поттера читать на аглицком!
Все дети - фанаты, да и мне 49... я читал всего, на аглицком, причем ДО выхода перевода! ;) ;) ;) Очень хороший язык, нет жаргонизмов, все-таки Джоан - англичанка, а не американка, прости Г..поди! Можно оценить с дитем качество первода: Долгопупс, Северус и прочее. Это должно быть очень интересно ребенку, если, конечно, он фанат. Поискать аглицкую этимологию придуманных терминов из Квиддича, там реально прикольно: Джоан Роулинг - совсем не дура!
Arhat109-2, я не зря ролик выложил. Но интересно послушать и весь канал. Вот почему я спросил о каком английском. Книги это конечно замечательно. Но все это хрень. Что бы знать английский надо его слышать и говорить.Особенно ту речь носителя языка, в котором очень много всего неправильного по отношению к литературному письменому английскому.
ПС: Пусть ваш сын поучится по этим роликам.https://www.youtube.com/watch?v=MSd4m3TKIiA
Увы .. наш всё лето просидел за изучением английского языка, который почему-то дается ему с каким-то огромным трудом (по 5-8 часов в день с явно низким результатом) .. даже не знаю как этому помочь.
Из личных наблюдений, пока у дочки слух не развили, вообще не шло. Как начала петь, так и зашпрехала. Как у Вас, не знаю.
P/S У меня лично слух - величина отрицательная и языковый дебилизм впридачу.(((((
Спасибо за ролики. Сын конечно же их не оценил (-"Я таких за лето знаешь сколько насмотрелся!") но мне удалось увидеть его прогресс лучше: кое что он переводил на слух относительно уже легко. Ну и ещё: в общем выяснил что да, они теперь учат американский английский заместо оксфордского с рязанским акцентом. :)
Ну и отдельное спасибо за ролик с жаргонизмами .. спор "как правильно произносить" теперь отпал. Дошло до него (упертый, как баран, родившийся в год баранов :) ), что "твени" это такой же жаргонизм. :) В общем, похоже хоть и жалко, а лето прошло не зря.
С книжками - пошел искать (что тут у нас можно прикупить), тоже идея понравилась.
Верну тему в русло.
Создание робота на кубок РТК. Как Вам идея такой конструкции (почти сделана, фоток нет, управляет всем МУРК-2560+512кб):
Шасси - относительно самостоятельный блок из 4-х моторов, на каждом свой движущий гусеничный блок с качающейся частью +-45* (примерно).
На платформе шасси - вращающаяся верхняя часть +-360* - корпус (все управление и питание находится в нем). Это платформа, у которой 2 одинаковых "руки" с камерами и захватами. Средняя часть между рук - емкость для хранения люминиевых банок (там есть по полю типа от кока-колы 0.33л). Входит 2-3шт (надо бы 4) по принципу стека: с одной стороны вталкиваем, с другой можно вытолкнуть (поперек линии рук).
Руки .. вот тут засада. Никак не можем определиться с оптимальным набором сочленений и плеч, так чтобы рука могла хватать банку (захват есть) и вталкивать в нутро корпуса. То есть надо уметь дотянуться до банки и потом изогнуться так, чтобы завернуть банку в корпус (в себя) .. меньше 3-х "плеч" не получается никак.
Ну в свое время начинал писать на перфокартах. Дык мне и внуков с этого начинать учить? Пусть ардуинку и с++ осваивают
Всем нравится, но там задача иная. Тут надо иметь "руку" для захвата банки и её перемещения "в кузов", а потом банку надо достать из кузова и водрузить на место. Копать ничего не требуется. Это задача "раз". Тут уже есть решение по части кузова - емкость с проталкиванием банок внутрь с одной стороны и выталкиванием с другой "стек банок". :)
Вторая задача - это "нажать" рукой на кнопку в нужном месте.
Третья задача - резервный движитель, поэтому рук - 2. :) Чтобы можно было развернув корпус поперек движения и опираясь на захваты перемещать "планетоход". Есть поле с шариками, где основной движитель имеет шанс "забуксовать", вот опираясь на руки и ползем к цели. :)
Четвертая задача - обзор сложных участков (заглянуть за угол). Для этого на руку, рядом с захватом ставится камера. Её задача простая - свистеть на экран оператору (в этом месте ST32F405 .. та самая "Искра").
Пятая задача - движение по линии. Распознать линию на камере в общем-то большого ума не надо. Думаю наших 512к - достаточно.
Коллеги, довольно давно у меня валяется очень редкая книга Иванцова по школьному лабораторному практикуму по физике. Сегодня отдавал её учителю внука, и решил, что зря сюда не выложил, может кому-то пригодится.
https://owncloud.botik.ru/index.php/s/kCJiI4MAcwS60EC
Найти её крайне трудно, я не сумел найти в сети, а живую нашёл только в ленинке несколько лет назад, отсканировал. Если вдруг кто знает, где можно взять в лучшем качестве, а может даже и нормально оцифрованную, буду весьма благодарен.
Суть книги в том, что автор поставил себе задачу построить лабораторный практикум по курсу физики на основе самодельных приборов, для изготовления которых не требуется ничего, превышающего технологические возможности школьного кабинета труда (сейчас это называется «технологии»).
Мы многое оттуда повторяли. Эффект потрясающий! Одно дело, когда ребёнок ставит опыты с использованием «волшебных и непонятных» показометров, и совсем другое, когда прибор сделан собственноручно – уровень понимания процессов просто несравним. Очень рекомендую!