Официальный сайт компании Arduino по адресу arduino.cc
Макет Ж.Д. Координатная привязка локомотива
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Втр, 17/05/2016 - 18:58
Привет всем. Полтора года назад, в том числе и с помощью этого форума, я закончил вот такой макет:
Кому интересны причины его коренной перестройки в электрической части: http://arduino.ru/forum/apparatnye-voprosy/prostoi-mikrokontroller-i2c , еще раз спасибо за предложенное решение форумчанину T.Rook
Так как мозги переехали в локомотивы:
то мне показалось возможным решение задачи положения локомотива (локомотивов) на макете таким способом:

Вопрос заключается в следующем – какие варианты датчиков на локомотиве использовать, так как как каждая метка должна быть уникальной и легко и незаметно (желательно) размещаема между рельсами. Или, с большой благодарностью, прочту иной, возможно радикальный способ определения местоположения локомотива с составом на макете. Знакомый вообще предложил поставить акселерометр и высчитывать онлайн положение по ускорению, но погрешность и сложность исполнения поставили на его идее крест.
З.Ы. Количество и положение вагонов (позади-спереди локомотива) тоже желательно учитывать.
Ой спасибо за Ваше спасибо! :)) Тут такое редкость.
А не смотрели в сторону RFID меток?
http://ru.aliexpress.com/item/10pcs-lot-125Khz-EM4100-RFID-read-only-Coin-tag-25mm-diameter-0-2mm-thick-coil-ultra/32315338516.html
Или они великоваты для колеи?
Сама антенна не влезает в поддон локомотива и дороговато, если честно, меток то надо около 40-ка (макет разветвленный, там под землей еще пять линий) и чем чаще они стоят, тем выше точность. Я думал сначала флуоресцентным фломастером метки на колее рисовать для ИК датчика (типа штрих-кода), но не знаю, сработает ли...
Хотя сама идея с RFID очень интересная. Если прятать метку под полотно, то зазор между днищем локомотива и самой меткой 7-9 мм, можно ли в этом случае сделать антенну приемника диаметром 15-20 мм (реакция метка-приемник нужна в пределах 1 см по продольной оси прохождения локомотива)? Есть ли возможность сделать/купить метки дешевле?
с ходу нашлось дешевле. сразу на липучках :)
А можно ли использовать во эти метки? И если да, то какой нужен ридер?
Ваши тоже хороши, и они на 125 кГц, что открывает простор для экспериментов с размером и формой антенны этого девайса. Предлагаете попробовать заказать и поюзать? А не подскажете какая зависимость RFID от частоты? Чем выше, тем меньше антенна, больше дальность, дешевле метка?
смотрим на рабочую частоту и ищем такуюже читалку. А у меня по Вашей ссылке дикая цена за доставку меток. В этом видео антенка совсем узкая.
Предлагаете попробовать заказать и поюзать? А не подскажете какая зависимость RFID от частоты? Чем выше, тем меньше антенна, больше дальность, дешевле метка?
Не знам :( давно руки чесались попробовать. :) но мне некуда их применять. :(
Ваш вариант решительно побеждает по цене, совместимости с arduino и компактности :) На всякий случай спрошу у форумчан, кто-нибудь проводил вышеописаные эксперименты?
А что там с условиями работы? Движки локомотивов искрят наверное в эфир огого!
Ну это само собой :) Правда, по прикидкам, от антенны они отстоят на 3-4 сантиметра, но искрят и скользящие контакты на колесных парах, и между рельсами и колесами тоже неплохо проскакивает - тут, пожалуй, только эксперимент и минимальный размер антенны. Правда шумы низкочастотные, вряд ли будет сильная гармоника на 125 килогерц. При DDC управлении по линии рельс -> колеса -> контакты у больших моделистов в таком режиме работает, там условия еще хуже. Картинка ниже посвящяется T.Rook
А если (по вашей картинке смотрю) поменять местами (4) и (5)? Т.е. В локомотиве метка, а под макетом считыватель. Метки есть 15мм в диаметре. Тогда на размер считывателя меньше ограничений.
Увы, это плохая идея... Мозги теперь в локомотиве. Сенсоры Холла на макете уже были, ужасно тяжело тянуть провода к 40-ка ридерам :) И канал ОС программировать от макета надо, и дорого опять-же.
Что-то сомнения меня гложат по поводу искр и радио-обмена.
Озвучу другой вариант: метка - генератор на ne555 с инфракрасным светодиодом. Каждая метка имеет свою скважность. В локомотиве приемник и програмное определение скважности. Минус - каждую метку нужно питать (хотя рельсы то рядом!) и, наверное, не очень простое софтовое решение будет.
T.Rook Красивая идея. Подробнее плиз! Особенно про скважность.
Не много найдется локомтивов в которые влезет столько модулей и еще RFID сенсор.
У меня 1/87 масштаб. Там мест (пустот) достаточно для вышеописанных девайсов. Практически у каждого локомотива есть площадка внизу (днище) размером 3х3 см.
Подробнее плиз! Особенно про скважность.
Статья про генераторы на NE555.
"Отношение периода импульса к его длительности S = T/t1 называется скважностью."
Метка лежит и светит ИФ светодиодом. Импульсно. Но быстро :) На частоту полагаться нельзя - будет плавать да и от скорости проезда будем зависеть. Настраиваем на метках разную скважность - т.е. каждая метка имеет свое соотношение времени горит/негорит. Задача: поймать поный такт (горит(т1)-не горит(т2)-горит(т1)). для каждой метки будет свое отношение: т1/(т1+т2).
А мозгов у esp хватит это обработать? Но, блин, само по себе интересно... Надо бы мне замерить скорость локомотива на максимуме, так? И еще вопрос, наверное тупой, но все же, те метки, которые вы предожили у них индивидуальный ID?
те метки, которые вы предожили у них индивидуальный ID?
Если про те ктороые с али - то лучше уточнять у продавца.
Если про идею с ИФ светодиодами - то уникальность метки определяется параметрами (скважностью как мы предполагаем) генератора.
и опять сомнения догоняют, 40 меток это немало, хватит ли скорости обработки их различить? ведь получается на каждую метку диапазон всего 2% примерно. очень тонко :(
В общем, глядя на ночь, дополнительно сообщу что DDC управление работает на частотах 8-10 кГц, метка на 125... Должно заработать :) С ик идея хорошая, но сложноватая все-же. Спасибо!
Тут было продолжение глупой идеи....
А может быть штрих-код на шпале, считыватель в локомотиве
Тут было продолжение глупой идеи....
Я тоже делал макет и автоматику к нему.......
зачем вам столько меток ?, ведь занятый участок пути определяется первой меткой, а участок торможения заложен программно, получили первый сигнал - прошел локомотив , второй последний вагон...., поскольку маршут вам известен , а его можно проследить по положению стрелок то всегда комп знает, что и где находится, я использовал щелевые оптопары, они практически не видны, при подходе к переезду лок перекрывал оптопару шлагбаум закрывался после проезда последнего вагона открывался после небольшой задержки. еще можно управлять светофорами т.е. светить в лоб поезду.....
"В идеале можно конечно создать паттерны рельефа пути ультразвуковым или лазерным датчиком, запомнить их, обработать, выделить участки для меток, и после всего этого сопоставлять их и их паттерн. Или поставить камеру на лок и распознавать образы... Но это, как бы very complicated. Пока голову ломаю над начало-окончание метки сигналами."
тогда бросьте это занятие - вас с нетерпением ждут в DARPА.....
Дорогой Осман, какая DAPRA, по мне уже клиника плачет :) Тем не менее вы невнимательны, увы... Ваш опыт с макетом здесь неприменим.
Много меток нужно для остановки возле тупиков с минимальной дистанцией до них. Макет линейный, не кольцевой и ограниченный по длинне –> надо максимально загнать состав за стрелку. То есть поезда могут сновать только туда-сюда, интерес добавляет только разнесение их по двум уровням по высоте. И В ЛОКОМОТИВЕ ТЕПЕРЬ МОЗГИ И ОН ПО МАКЕТУ ДВИЖЕТСЯ НЕ ОДИН (вы представляете сколько комбинаций - 8 тупиков, 2 поезда в движении, часть путей занята)!!! Задумка была в "самостоятельном", без человека, перемещении их по рандому (пугать гостей неожиданным жужжанием и движением, например). Таким образом описанные вами классические блок-участки не катят. Более того, ежели вы внимательно посмотрите вторую на картинку в #1, то заметите, что количество вагонов и их расположение относительно локомотивов РАЗНОЕ. Иными словами я могу повесить на конретный лок текущую длинну состава и он остановится у тупика, ну это уже программное.
А про сонары и паттерны - это только для снятие фантазийных ограничений. Сарказм повидимому вам был непонятен, прошу прощения.
так возле тупиков или в тупиках?
А есть разница?
светофор занает что участок свободен дает разр сигнал локу тот едет, если участок занят то стоит перед светофором , точно так же перед стрелкой обязательно стоит светофор он останавливает лок перед стрелкой если участок занят или стрелка заблокирована другим локом....
тупик - это часть пути закрытая с одной стороны а сдругой стороны ограничен знаком территория тупика или дистанцией до стрелки...
а теперь запускайте все локи иони будут ездить в рандоме сколько угодно, чем больше стрелок -больше рандом, тогда зачем вам идентификация?
у меня восьмека дополнительно соединеная с двух сторон по диаметрам = шесть стрелок 3 лока 1 движется в противоположную сторону...., а вообщето нужно смотреть схему путей и под нее лепить автоматику....
Вы немного не поняли. Если вам нетрудно, посмотрите на причины переделки макета. Может и вам эта идея приходила в голову. В новой редакции на макете ничего нет! Все контролируется самостоятельно локомотивом, иными словами вы сажаете машиниста в кабину, а это ключевое изменение концепции управления. Макет только по простейшему алгоритму переводит стрелки и переключает светофоры, обратная связь с ним не нужна и не нужно никакой автоматики, разводка проводов и прочего на макете упрощается в разы. Питание на метку берется прямо с рельс.
Ну и в качестве бонуса я получаю возможность менять во время движения скорость поезда, например плавно "подтягивать" его к платформе в автоматическом режиме, чего вы сделать не можете. И даже в DDC варианте на больших макетах это весьма витиевато реализуется :) А еще у меня каждый локомотив будет имеет свой IP, что тоже весьма заманчиво.
Приветствуются, по прежнему, идеи координатной привязки положения локомотива относительно путей и варианты реализации этого физически.
На форумах ЖД моделизма, темы эти периодически поднимаются, но к сожалению надежных и бюджетных способов практически нет. Всё упирается в размеры или в соотношение скорость локомотива/скорость считывания. На простых вариантах типа кодирование ИК, там не успевашь считать сигнал, как приемник уже потерял из виду передатчик.
Поэтому и добавили в DCC систему RailCom, а позже RailCom Plus.
Из ваших картинок непонятно, где находится программа? Или ее нет, как таковой? Потому как Random - это здорово, но кто-то должен его генерить.
Собственно это и есть попытка "построить велосипед". Программы пока нет, так как сейчас только обсуждение подходов. Вообще идея рулить скриптами в автоматике с компьютера по IP локомотива. ESP будет стоять на макете и в каждом локомотиве, завязано это будет по планам через домашний роутер (поминая историю с сопряжением с bluetooth, в частности). По черновым наброскам, с локомотива на РС будет идти телеметрия меток, а обратно на локомотив команды управления. Макет же будет только получать команды.
Если есть еще идеи или правки, ю велкам!
Пока в качестве прототипа ТРИ ИК приемника в ряду, в этом варианте скорость считывания не критична, начало считывания метки определяется реперными светодиодами в начале и конце (ну я попробую эту идею экспериментально, если не будет лучших вариантов). RFID считывается гарантированно. но размер антенны великоват, повторюсь.
Щтрих код .... нет?
Камера от мышки.... тоже нет?
Еще есть такой способ, как детектирование потребления тока на отдельных (изолированных друг от друга) участках.
Дальше уже фантазии: на каждом участке (пусть он будет 5 см) питание идет с определенной скважностью или кодированием, по этой скважности определяется номер участка.
Ой! Повторюсь еще раз, на макете не должно быть обратной связи, концепция – все делает локомотив и скрипты на "большом" компьютере. Сами скрипты интереснейшие вырисовываются, но они и их обсуждение скорее для ветки программирование. На всех рельсах макета будет 12в и нет блок-участков, перемычек и выделять их для такой экзотики как потребление тока... зачем? И какой из локов занял какой участок? Сейчас у меня так сделано, но я от этого хочу отказаться. Опять-таки это снова получается DDC управление. И место мы определим только в пределах выделенного участка, их надо много (я писал выше о точности), то есть снова провода-провода-провода. Но за предложение спасибо и бонус - картинка подземного вокзала:
trembo , если не трудно, посмотрите #2 и #24 выше :)
Вы можете под себя делать любые алгоритмы и хотелки, я придерживаюсь стандартной жд логике, реализуйте ваши интерейснейшие сскрипты , с удовольствием буду принимать любой успех..
Как это не удивительно, есть готовый ридер на ali — Mini RFID Reader ID Card RF Module
125KHz UART Serial, с круглой антенной диаметром всего 1.5 сантиметра,
подходит в самый раз.
Всем участникам дискуссии спасибо, отдельный виват omusman за владение русским языком с китайским акцентом и милостивое разрешение мне делать то, к чему он не имеет ни малейшего отношения.
Как это не удивительно (повторяюсь однако)., сейчас собрал тестовый прямой участок, прикрутил снизу вагона антенну ридера, в него засунул сам ридер и ESPшку с батарейкой и толкнул, RFID метки под полотном считываются одна за другой - задача решена:) Жена предложила отправлять составы поутру вместо будильника.
То есть я сделал БУДИЛЬНИК!
Очень заинтересовала эта тема, тоже занимаюсь макетом домашним и хотелось бы подобную систему применить. Но думаю управление локомотивами сделать по блютусу, тогда на рельсах будет просто напряжение 14 вольт. в итоге никаких наводок и километров проводов.
Как бы с вами связатся, думаю вместе будет проще всё сделать. Мой скайп такой же как ник, если пользуетесь скайпом то был бы рад контакту.
Я бы подумал про такой подход. На локомотиве открытая оптопара, ИК излучатель засвечивающий шпалы и 2 приемника, левей излучателя и правей. Метка - фольга хороше отражающая ИК под рельсой так чтоб только между двумя шпалами видно было. Может быть 3 типа меток, левая (Л) правая(П) и обе сразу(О). Дальше - простор для поиска желаемого. Простейшее: допустим Л-быстрей, П-медленей а О-стоп, тупик. До навороченого - уникальные ID, кодом типа ОЛЛПЛОО - это прошли пункт ЛЛПЛ в направлении О-допустим слева, а ОО-справа. Явное преимущество - простота и дешевизна меток позволит ставить их много. Недостаток - непонятки при проходе стрелок.
А радиометки, думаю точность не обеспечат.
Для интересующихся, проект в процессе. Плата (PCB) и все детали поместились в корпус BR-130. RFID метки под полотном считываются! Это не станок и не 3d принтер - точность в пределах 2см достаточна и обеспечивается.
ИК - метки обсуждались выше, и проблем с ними гораздо больше чем описал уважаемый Logik.
Остальным - рекомендация прочитать начало темы, и лишь потом задавать вопросы ЗАЧЕМ :)
А в чем проблемы то?
В теме ИК упоминалось трижды так:
Привет Logik! Рад читать. С ИК проблема не в технологии считывания, а в малом количестве вариантов ID метки. Приходится ставить маску начала и конца считывания ID метки. Причем метка в моем случае активная, как будут обстоять дела с парой ИК датчик-приемник <--- > фольга не представляю, но может это тоже вариант. Для меня тупиковый путь с ИК в другом (см. ниже).
По моим экспериментам одна метка (при 64 ID) линейно занимает больше 18 сантиметров, и это очень много (на большой скорости локомотива уверенно считываются метки расположенные через шпалу). Локомотив может двигаться как справа-налево, так и слева направо относительно метки, то есть сами "точки" должны быть симметричны. А так идея неплохая.
Вы правы - вся электроника размещена в центральном коробе локомотива, прижимной груз (пластины) пришлось изъять. И где и как разместить компенсирующие свинцовые пластины - в процессе, пока идея сгибать их вокруг стальной рамы. Фотографии - как доберусь до макета.
ESP не отваливается, там много другим (решаемых) проблем, характерных для управления web-сервером. Это да, тут я пока в многочисленных непонятках.
Нет светодиодные метки точно не проходят, особенно когда сотни метров рельса.