проект Юный гений

kozinalexey
Offline
Зарегистрирован: 23.05.2011

Предлагаю обсудить сабж. Идея такова современное юнное поколение слишком глубоко затянуто в бесполезные компьютерные игры, но им другой альтернативы и нет. Например когда я был маленьким папа мне подарил электроконструктор который и положил начало моему хобби и профессии. Сейчас 21 век и банальные радиокубики уже давно не актуальны.

хорошобы собрать комплект деталей

  • ардуино
  • кнопки
  • сервы
  • светодиоды
  • жки
  • breadboard - платформа для беспаечного монтажа + перемычки
  • прочие деталюшки

к нему подготовить курс документации от простого к сложному чтобы мог увлечь ребенка скажем 8-12 лет (в зависимости от уровня природной гениальности)

существующие наборы видел от спаркфан - они никакие и ниочем и к томуж с английской докой

 

Mastino
Offline
Зарегистрирован: 03.12.2011

в чем является вопрос? Вы хотите чтобы кто то снял для вас обучающее видео?

kozinalexey
Offline
Зарегистрирован: 23.05.2011

вопросы в том одному ли мне это интересно, есть ли у кого желание присоединиться и возможно наработки

и возможно идеи

Mastino
Offline
Зарегистрирован: 03.12.2011

полно очень хороших обучающих видео в интернете..  в 8-12 лет ребенок должен уже знать основы английского языка и ему будут хорошо понятнo.
вот один из примеров: http://www.youtube.com/watch?v=fCxzA9_kg6s

 

kozinalexey
Offline
Зарегистрирован: 23.05.2011

собственно для своего сына и племянника я укомплектовал вышеуказанный набор деталей, попробую заинтересовать

сначала думаю сделаем светофор на светодиодах и шлагбаум железнодорожный переезд на серве - детям интересно будет использовать это в играх.

потом если заинтересует побалуемся с жк дисплеем, если заинтересует куплю им колесную платформу робота с управлению по иксби с компа

Tin-Tinych
Offline
Зарегистрирован: 16.09.2011

Здравствуйте!

Не совсем согласен о затянутом в комп. игры поколении, момент такой, конечно, присутствует, но... Я своим ребятам в начале учебного года (работаю учителем в школе) показал ардуину, в итоге сейчас 10 восьмиклассников и 3 девятиклассника регулярно после уроков приходят в школу и активно развивают четыре проекта :-). Учитывая финансирование школ, мы решили собирать ардуины самостоятельно, к настоящему времени собрали четыре вот таких http://robocraft.ru/blog/arduino/19.html штучки. Теперь осваиваем программирование данного девайса. После зимних каникул планируем приступить к механической части. Так что про альтернативу было правильно замечено, как только дети увидели альтернативу, комп. игры были отложены на второй план:-). При этом хочу заметить, что строим мы не роботов (пока не роботов) а вполне прозаические устройства.

kozinalexey
Offline
Зарегистрирован: 23.05.2011

тин-тиныч, нужное и важное дело! 

будет интересно узнать про ваши проекты

2 мастино,

спасибо за ссылку, по ней нашел русские переводы! супер!

wiki.amperka.ru/ - тут подборка ссылок на этот сериал переведенный на русский

dponyatov
Offline
Зарегистрирован: 29.12.2011

>> к настоящему времени собрали четыре вот таких http://robocraft.ru/blog/arduino/19.html штучки

а почему делали COM-версию ? Сейчас компьютер с COM-портом найти невозможно практически -- в магазинах максимум 1-2 материнских платы, и питание брать с USB правильнее и проще (для защиты порта куплю себе USB-хаб со своим блоком питания). USB чипы типа FTDI вроде бы еще в DIP корпусах доступны

 

kozinalexey
Offline
Зарегистрирован: 23.05.2011

с одной стороны крупный монтаж доступнее для начинающих, с другой кучу отверстий сверлить замучаешься

вроде бы компромис делать плату на крупных элементах для поверхностного монтажа типоразмер 1208

но остается проблема разводки платы под одностороннюю. Дополнительный бонус что дети не просто взяли готовую заводскую плату а опробовали полный цикл изготовления

тем не менее как вариант можно плату относительно недорого заказать  freeduino.ru/arduino/products.html#Naborb_dla_sborki  (указано что от 150р) или даже набор деталей для usb варианта за 700р

я пробовал несколько вариантов, freduino 2009 c юсб очень хороша и процессор на панельке (можно прошивать чипы для последующей запайки в готовые устройства) и контакты для битбанга разведены (для прошивки бутлоадера не нужен внешний программатор)

Tin-Tinych
Offline
Зарегистрирован: 16.09.2011

Про СОМ порт.

Основное цена. ft232 стоит немногим больше чем нам обошлась вся ардуина. Кроме того в DIP корпусе не нашли. Недостатка в СОМ портах у нас тоже нету :-). Опять же USB преобразователь создаёт виртуальный COM порт. По питанию тоже сильно сомневаюсь, за ребятами не заржавеет повесить какой-нибудь моторчик напрямую, они конечно на слово верят, но потихоньку проверяют, что делать нельзя :-). И, как оказалось, нашлось несколько переходников USB-COM, которые проверили с нашими ардуинами, всё работает. Опять же, сколько видел серьёзного оборудования, на всём для связи с компьютером применяется RS-232, не вникал, но наверное не случайно.

Про проекты.

"Полный цикл" в самом деле произвёл впечатление :-). Хочу заметить, почти все ребята не подготовленные, дома паяльник есть не у каждого, а у кого есть, не помнят когда его в последний раз включали. По ходу "производства" устал отвечать на, казалось бы, очевидные вопросы. Показываю фольгированный текстолит, а перед этим показывал готовое покупное устройство, спрашивают с огромным сомнением про пайку и дорожки, как мол они так смогут сделать? Ну объясняю, что прям так не получится, но будет красиво и качественно. крутят в руках текстолит и ещё очень сомневаются. Распечатываем на лазерном принтере плату на подложке от оракала, продолжают сильно сомневаться, что увидят дорожки на медной фольге :-). Делаем бутерброд из подложки и текстолита и в ламинатор. Сомнение сменяется восхищением :-). Ну а дальше, пока я зазевался, через ламинатор прошло много интересных, совсем не предназначенных для этого, предметов :-). Хотя кто сказал, что текстолит для этого предназначен? По понятным причинам про процесс травления я рассказал только теоретически, а потом предъявил фотографии процесса. Мне совсем не улыбалось выкупать у негодующих родителей десяток испорченных школьных форм, уж очень живые ребята:-). Дальше притащил сверильный станочек в школу, опасался, что пару отверстий просверлят и дальше мне самому доделывать. Произошло как у Тома Сойера, выстроилась очередь на сверление... Дальше покрыли флюсом, припоем, припаяли детали. Вот только загрузчик пришлось не в школе прошивать, не нашёл программу под программатор Громова для линукс. Сразу стартанула только одна плата, очень аккуратно просверленная и пропаянная, делала девочка (интерес проявили не только мальчишки). Другие пришлось внимательно осмотреть, нашлись плохо пропаянные места и замкнутые дорожки. Что в методических целях тоже не плохо :-).

А соорудить мы на данном этапе пытаемся: гидропонную установку, контроллер должен следить за уровнем питательного раствора для овощей, и за продолжительностью освещения в сутки, если естественного не хватает включается искусственное; электронную пропускную систему на базе 1-ware ключиков от домофона с идентификацией по базе данных на ПК (в данном случае опять же СОМ-порт рулит, как организовать связь по USB контроллера с ПК я не знаю); установку для полива комнатных растений, если помните, учителя цветы на лето раздают школьникам :-); назначение четвёртой описать сложно, назовём это для естествоиспытательных целей:-).

Вот как-то так. По программированию гидропонной установки и пропускной системы думаю возникнут вопросы, смею надеяться на поддержку сообщества.

26rus
26rus аватар
Offline
Зарегистрирован: 03.05.2011

Tin-Tinych пишет:

А соорудить мы на данном этапе пытаемся: гидропонную установку, контроллер должен следить за уровнем питательного раствора для овощей, и за продолжительностью освещения в сутки, если естественного не хватает включается искусственное; электронную пропускную систему на базе 1-ware ключиков от домофона с идентификацией по базе данных на ПК (в данном случае опять же СОМ-порт рулит, как организовать связь по USB контроллера с ПК я не знаю); установку для полива комнатных растений, если помните, учителя цветы на лето раздают школьникам :-); назначение четвёртой описать сложно, назовём это для естествоиспытательных целей:-).

Вот как-то так. По программированию гидропонной установки и пропускной системы думаю возникнут вопросы, смею надеяться на поддержку сообщества.

Все эти проекты на ардуино уже реализованы и подробно описаны :) так что с воплощением проблем быть не должно...

kozinalexey
Offline
Зарегистрирован: 23.05.2011

очень интересный рассказ, но несколько непонятно как была произведена затравка, на что дети запали что у них в конечном итоге должно получиться робот ли или автоматика...

что касается уровня жидкости то тут конечнож проще было бы сделать механический регулятор уровня, но раз задача на арудине, то придется думать)  простейший датчик уровня - два контакта сверху опущенные до уровня жидкости, так как жидкость насыщена растворимыми солями - значит электролит и будет "замыкать" контакт

в качестве клапана подачи жидкости чтоб бюджетно - надо глянуть в автозапчастях, кажись на ваз2109 используется электромагнитный клапан для подачи омывающей стекло жидкости либо на заднее стекло либо на переднее , у него и диаметры трубок подходящие и напряжение 12 вольт, незабудте про шунтирующий катушку диод с тем чтобы не выбивало силовой транзистор который будет подавать ток на катушку. это в том случае если бак выше и жидкость идет самотеком.

по науке калибровать уровень света слишком сложно будет , надо будет найти стабильный фотодатчик, откалибровать его показания и потом уже считать уровень освещенности получаемый и требуемый. если пойти путем который проще вообще без датчика освещенности, чисто рассчитать сколько часов в сутки в какое время года нужно "досвечивать".  системе досвечивания могут понадобиться часы реального времени и чтоб не сбивались при выключении электричества. в качестве часов в некоторых случаях можно прицепить GPS модуль,  он будет получать дату и врямя по гринвичу со спутников( если конечнож он расположен не в катакомбах где непросачивается жпс сигнал) я собираю сейчас GPS модули для ардупилотов, по себестоимости детали гдето рублей на 600

bakemono
bakemono аватар
Offline
Зарегистрирован: 11.08.2011

Tin-Tinych
А вы из какого города ?

Tin-Tinych
Offline
Зарегистрирован: 16.09.2011

26rus. Согласен. Потому и одобрил эти устройства (ребята сами придумывали, что строить будут), я не крупный специалист по программированию мк :-).

bakemono. Город Истра, Московской области.

kozinalexey. Про способы исполнения и алгоритмы понятно :-). Насосы так и покупали в авто-запчастях, только немецкие, наши дороже оказались:-), рулим этим через ULN-ку. С часами реального времени тоже ясно, но нам достаточно и просто "тиканья кристаллом", уход до нескольких минут в сутки не принципиально, датчик освещённости тоже реализуемо:-). Про затравку. Попробую кратко, но боюсь уползти далеко за пределы этого форума, если не всего ресурса... Прониклись дети не за один урок. Есть в курсе информатика несколько тем о предмете информатика. Вот туда я и воткнул лекцию о робототехнике. В отличие от того времени, когда информатика появилась в советских школах, и туда даже двоечники охотно шли (в школе были компьютеры, а дома они были у редких единиц), сейчас всё по другому (в школах есть компьютеры, но дома компьютеры гораздо лучше), и курс информатики сам по себе довольно скучный. Поэтому тема о робототехнике произвела некоторое впечатление. Некоторые ребята оказались продвинутыми и заинтересованными. Завязалась некоторая дискуссия, в результате я наобещал, что в наших силах построить если не робота с ИИ, то хотя бы несложные автоматические устройства (роботы остались в перспективе). Засомневались и в вопросах финансирования, на что пришлось пообещать, что каждое устройство постараемся уложить в 500 руб. Так же по ходу уроков я потихоньку подсовывал ссылки на разные ресурсы (прошу прощения у администраторов сайта, но данный ресурс впечатления не произвёл "много текста, мало картинок" :-). Ещё оставил на столе несколько номеров журнала хакер, с описанием ардуины и устройств на этой основе. Так же немаловажный момент, рассказал о зарплатах в области мк-инженерии, хотя тут возник спор о том, что спортсмены-то побольше получают, но когда почитали биографии спортсменов, согласились, что начинать надо рано а в их возрасте уже выигрывать юношеские чемпионаты. В школе, где мы это продвигаем, есть "декада науки и творчества", на которой ребята защищают свои проекты, там за участие тоже свои бонусы. Короче сделал всё, чтобы они решили, что сами пришли меня уговаривать заниматься этими вопросами :-). Это если очень кратко:-).

rodot
Offline
Зарегистрирован: 18.10.2011

Зачем детишек мучить вот на русском http://www.youtube.com/watch?v=bO_jN0Lpz3Q

Tin-Tinych
Offline
Зарегистрирован: 16.09.2011

Интересно, проект ещё кто-то продвигает - развивает? 

Мы с ребятами, например, приняли участие в фестивале робототехники. Построили два аппарата под управлением ардуино для самого простого типа соревнований. И один в отборочном туре даже вышел на 11-е место из 57-и. Второй, правда, сошёл из-за механических проблем, но это мы поправим.

Вот наша техника (извините за качество фотографий, я не фотограф, а там всё двигалось, бегало, ползало...):

kozinalexey
Offline
Зарегистрирован: 23.05.2011

сыну 13, я "приходящий папа", живем в разных городах, поэтому как следует заниматься с ребенком возможности нет.

В последний приезд рассказал ему про ардуино, что можно сделать с набором, решили сделать светофор,

показал как подключается, как пишется программа, как сохраняется и загружается. воткнул три светодиода и показал как работает.

предложил ему сделать еще из трех "обратный светофор" чтобы работал для перпендикулярной улицы, он сам догадался как воткнуть проводки в "бреадбоард", чтобы красный одного работал синхронно с зеленым другого. Затем немного побаловались, поменяли интервалы переключения. Потом я ему возразил что настоящий светофор все равно работает не так, пошли смотреть как работает настоящий.

у некоторых настоящих светофоров после красного загорается красно-желтый а потом зеленый. Переписали программу, но вот незадача что пока горит на одном красно-зеленый при параллельном включении горит на встречном зелено-желтый а это неверно.

подключить желтые сигналы на раздельные каналы и достичь реалистичности я ему и оставил задачу уезжая.

затем он перерисовал себе схему светофора, все разобрали и попробовали вывод на жк индикатор. индикатор выводил из тестового скется какието дурацкие надписи - показал как их менять в программе, тут сын и племянник повеселились - всякие дурацкие фразы стали писать про друг дружку, но вечер удался.

Вчера был телефонный звонок, Максим похвастался что получил "халявную" пятерку по физике - собрал по своим заметкам светофор, загрузил его скетч и показал на уроке.

можете себе предстваить какова была моя радость.

 

 

Starpom
Offline
Зарегистрирован: 06.03.2011

kozinalexey пишет:

сыну 13,...

В последний приезд рассказал ему про ардуино, что можно сделать с набором, решили сделать светофор,


 

У меня еще мелковат сын для Arduino - 4.5 года, но я уже задумываюсь как буду преподносить ему такие знания, пока учимся собирать самые простые схемы - блок батареек, кнопка, лампа или моторчик. Прогресс имеется.

Виртуально Вам жму руку. 

ansh
Offline
Зарегистрирован: 26.09.2014

Сыну 7лет. Пошел в школу. Хочу показать ему как говорилось выше альтернативу... Как думаете ардуино ему еще рано? Искал и инете что-то похожее на Lego (уж очень дорогое) с простым интерфейсом программирования... Нашел только EZ-Builder. Кто нибудь знает, можно к этой программе подключить ардуино или нужно покупать их контроллер?

art100
Offline
Зарегистрирован: 09.03.2014

ansh пишет:

Сыну 7лет. Пошел в школу. Хочу показать ему как говорилось выше альтернативу... Как думаете ардуино ему еще рано? Искал и инете что-то похожее на Lego (уж очень дорогое) с простым интерфейсом программирования... Нашел только EZ-Builder. Кто нибудь знает, можно к этой программе подключить ардуино или нужно покупать их контроллер?

Рано не может быть никогда. Все зависит от учителя. Как устроен фонарик мне показал в 4 года дед который сложней мельницы ничего не делал.

Покупайте аккумуляторы пальчиков на 6 вольт зарядку и любой Arduino KIT с лампочками и светодиодами сервами максимум на 5в. Даже если спалите одну ногу есть еще в запасе.

Моргайте пищите шлагбаумите.

Вы сможете сами сделать и показать как тыкать проводочки? Шлагбаумы светофоры пищалки моргалки музыкальные генераторы

Мой отец в электронике не разбирался, купил мне электрконструктор с мультивибратором, и потому как сам не смог вот тут была засада.

А моргать SOS я уже умел с 4 лет любым фонариком. Да у нас на улице каждый пацан даже днем ходил и моргал фонариком.

Ключевые слова личный пример.

 

 

Puhlyaviy
Puhlyaviy аватар
Offline
Зарегистрирован: 22.05.2013

art100 пишет:

 

Рано не может быть никогда. Все зависит от учителя. Как устроен фонарик мне показал в 4 года дед который сложней мельницы ничего не делал.

вот бы он еще научил тебя посуду мыть :)

NeiroN
NeiroN аватар
Offline
Зарегистрирован: 15.06.2013

Да хорошо бы было для среды ардуино сделать визуальное програмирование. Пока только могу сказать что есть среда Netbeans(абсолютно бесплатная), к которой прикручивали програмирование для arduino и теоретически можно сделать так и для языка arduino использовать визуальное программирование. Но это больше поле для эксперементов знающих людей чем что-то готовое, работающее "из коробки". Я в школе(в лет 8..12) писал аналог Windows для спектрума(текстовая графика на Basic), с пэинтом, блокнотом, калькулятором. Но это всего лишь я. Многие дети способны на большее.

Puhlyaviy
Puhlyaviy аватар
Offline
Зарегистрирован: 22.05.2013

NeiroN пишет:

Да хорошо бы было для среды ардуино сделать визуальное програмирование. Пока только могу сказать что есть среда Netbeans(абсолютно бесплатная), к которой прикручивали програмирование для arduino и теоретически можно сделать так и для языка arduino использовать визуальное программирование. Но это больше поле для эксперементов знающих людей чем что-то готовое, работающее "из коробки". Я в школе(в лет 8..12) писал аналог Windows для спектрума(текстовая графика на Basic), с пэинтом, блокнотом, калькулятором. Но это всего лишь я. Многие дети способны на большее.

нафиг все эти визуальные програмирования. только раслабляют и ставят на не правильный курс.

вот офигенский курс от Гарварда. у меня дочери 13 лет. она в восторге от этого курса. уже даже пару игрушек сбацала. расказывают все с шутками, прибаутками и прочей завлекухой. моя щас подумывает поучаствовать в конкурсе програмеров от гуглей.

https://www.edx.org/course/harvardx/harvardx-cs50x-introduction-computer...

 

art100
Offline
Зарегистрирован: 09.03.2014

Puhlyaviy пишет:

art100 пишет:

 

Рано не может быть никогда. Все зависит от учителя. Как устроен фонарик мне показал в 4 года дед который сложней мельницы ничего не делал.

вот бы он еще научил тебя посуду мыть :)

edx курсы говорите?

Непонял платно или безплатно? Я еще ничего послушать не успел а уже непонятки.

ansh
Offline
Зарегистрирован: 26.09.2014

Что-то все на английском... мне больше понравилось на wiki Амперки... спс за советы. думаю действительно можно начать с шлагбаума... Netbeans - посмотрю... спс

art100
Offline
Зарегистрирован: 09.03.2014

edx.com чем дальше тем веселей

Может как я понял отдать 90$ и к Китайскому подключиться и вспомниь 3 курс русского Универа?

Если мне не изменяет память у русских это называется Олимпиады Школьные для отбора заинтересовавшихся.

 

Напоминаю вы видите русские буквы только потому что у меня потоковый перевод всего и вся на язык который указал.

Вы все увидите максимум на английском.

Сомневаюсь, что вы найдете лектора на китайском.

 

 

 

kriss
Offline
Зарегистрирован: 24.01.2014

Абсолютно поддерживаю идею kozinalexey ,поскольку сам  сделал отдельные модули своему внуку.  Ему 7лет  и интерес  уже виден.

Модули на печатных платках имеют разьемы -гнезда, как на ардуино.  Самые простые: транзисторные ключи с динамиком, реле,  светодиодной матрицей,  модуль семисегментного индикатора.      модули генераторов на   ЛА7 и ТЛ1 с подстроечными резисторами для регулировки частоты,  переключателем на 3 емкости.   Частоту можно  изменять в широких пределах.     Пацану  отправляю по скайпу задания 1 раз в неделю ( он живет за бугром)  в виде  картинок,  куда тыкать проводки.  Ему  это не надоедает - он задает вопросы.    Через пару лет подойдет к ардуино. У него уже есть набор, но отец не разрешает  пока пользоваться компьютером ( он доктор).

Иногда нехватает фантазии на очередное задание.  есть много передатчиков -приемников 433Мгц (от звонков). Но доктор запрещает.