Контроль температуры коллекторного двигателя

ЕвгенийП
ЕвгенийП аватар
Offline
Зарегистрирован: 25.05.2015

Имеется коллекторный двигатель с металлическим корпусом (395-ый, но мне это мало что говорит). Даташита нет. Замерил параметры как сумел - в спокойном состоянии - 6В / 1,5А, стартовый ток – четыре с копейками ампера. Стоят три керамических конденсатора по 47nF (один между ногами двигателя, и два – от каждой ноги на корпус). Корпус заведён напрямую на «-» аккумулятора.

Хочется контролировать температуру двигателя, чтобы при опасном нагреве, останавливать и «отдыхать», благо задача такие вольности позволяет. Точность измерения температуры нужна «+/- два вершка». Допустим, ставлю, что при 80 градусах, «остановиться и отдохнуть», а он остановился при 70 или при 90 – та и хрен с ним, приемлемо.

Вижу такое решение – беру датчик LM35, прислоняю «мордой» прямо к металлу корпуса и заливаю «соплями девственницы», чтобы не отваливался. Провод от датчика будет сантиметров 10-15. Причём идти будет в одном жгуте с силовыми проводами двигателя. Условия работы, понятно какие – рядом коллекторный мотор, провода в одном жгуте.

Нуждаюсь в совете по двум с половиной вопросам.

Вопрос №1:

Достаточно ли обвязки, которая приведена на рисунках 12 и 13 даташита (стр. 14) для требуемой точности (скорее «неточности») измерений или надо городить что-то дополнительное? Я понимаю, что обвязку надо делать "как можно ближе к датчику".

Вопрос №2:

Какую примерно температуру отсечки нужно выставить, чтобы гарантированно не повредить двигатель (запас «в два вершка» я и сам сделаю – интересуюсь какие вообще температуры для подобных двигателей безопасны).

Второй вопрос, конечно, снялся бы, если бы был даташит двигателя, но «що маємо, то маємо», так что спрашиваю опытных людей, какой предел был бы «общеразумным».

И еще полвопроса:

Я выбрал LM35 вместо цифрового "далласа" чтобы сохранить возможность отключать двигатель как с помощью контроллера, так и простой аналоговой схемой, без контроллера вовсе (с "далласом" так не прокатит). Решение пока не принято, и потому хочется сохранить обе возможности. Однако, если у знающих людей есть серьёзные аргументы в пользу "далласа" для данной задачи, я их с благодарностью выслушаю.

Спасибо.

kost82
Offline
Зарегистрирован: 30.11.2015

По вопросу №2: все электрические машины разделяют по классам нагревостойкости (Y, A, E, B, F, H, C). Я не думаю, что в этом движке применяются натуральные изоляционные материалы, типа хлопка, шелка или целлюлозы, скорей всего обмотки там покрыты каким-нибудь лаком, а это класс изоляции не меньше, чем A. То есть предельно допустимый нагрев - 105 градусов. Но естественно до 105 градусов доводить его не стоит. Я думаю разумным пределом будет градусов 80-90.

Но беда в том, что это предельная температура "меди", температура стали ротора будет ниже при этом. И измерять Вы будете температуру статора, который вообще отделен от ротора воздушным зазором. ИМХО разумной будет температура статора градусов до 50-60.

Для повышения точности можно попробовать дать поработать движку с полчасика под нагрузкой, а затем остановить и сразу измерить разность температур меди и статора какой-нибудь термопарой (если есть возможность просунуть ее внутрь).

ЕвгенийП
ЕвгенийП аватар
Offline
Зарегистрирован: 25.05.2015

Спасибо.

trembo
trembo аватар
Offline
Зарегистрирован: 08.04.2011

5 Ампер хватит?
KSD 9700
https://www.ebay.com/itm/KSD9700-Temperature-Switch-Thermostat-Thermal-Protector-Normally-Closed-Open-WT/152609555936

Такие-же бывают в пластмассовом корпусе.
Правда гистерезис  у них градусов 10.
Обычно использую как аварийный или на вентиляторах больших моторов.
https://www.nikom.biz/pdf/KSD-9700.pdf
 

Или классика жанра:
https://www.aliexpress.com/item/Freeshipping-W1209-Mini-thermostat-Temperature-controller-Incubation-thermostat-temperature-control-switch/32225252366.html

ЕвгенийП
ЕвгенийП аватар
Offline
Зарегистрирован: 25.05.2015

Да, такие штуки у меня есть, но их неудобно туда монтировать. Они огромные, провода толстые, там всё-таки компактная штуковина-то. Да и response speed меня смущает.

trembo пишет:

Или классика жанра:

Ой, ну не надо забалтывать тему. Там просто нет места для такой классики. Я же задал конкретные вопросы, а не просил предлагать мне какие-то модули, спасибо, конечно, но в данном случае это флуд.

trembo
trembo аватар
Offline
Зарегистрирован: 08.04.2011

Помню были старые Далласы которые можно было переключить в режим термостата.
Но это 5 Вольт стабилизатор  плюс транзистор плюс реле плюс плата ....

Arhat109-2
Offline
Зарегистрирован: 24.09.2015

395-мотор вполне достаточно, чтобы найти его даташит в Сети. Это типовой мотор для разных авто- RC масштабных моделек. Пошукайте. В целом они достаточно выносливы...

 

ЕвгенийП
ЕвгенийП аватар
Offline
Зарегистрирован: 25.05.2015

Arhat109-2, да изыскался уже. Столько дерьма сыплется. Вот сегодня про какой-то бесколлекторный вывалилось. Мой-то явно не такой, но я ж не знаю что такое 395 - мож они и бесколлекторными бывают.

Arhat109-2
Offline
Зарегистрирован: 24.09.2015

"395" - какой-то характерный типоразмер или "марка". Да, бывают и в основном бесколлекторные. Посмотрите маркировку на моторе и попробуйте найти его даташит. Мне удавалось, но на другие типоразмеры.

Ну и ещё, как вариант: открыть мотор, оценить диаметр провода и сколько жил на обмотке. Измерить сопротивление обмоток и посмотреть схему соединения, которая скорее всего треугольник. Соответственно, если там ток КЗ около 4А, значит Rяк=1.5ома и 1 обмотка имеет около 2.25ома. Считаете плотность тока в жиле и оцениваете температуру якоря по ней.