Насколько кретично вешать нагрузку на эммитер у Н-П-Н транзистора?

Lomonosov
Lomonosov аватар
Offline
Зарегистрирован: 12.01.2017

Прошу пощения за ламерский вопрос, но не понятно почему так ни делают и чем это грозит.

Мне нужно управлять автомобильным реле ПТФ (сопротивление оботки 70 Ом). Но управлять по массе не получается, т.к. паралельно этому реле подключена еще контрольная нагрузка. Под этой нагрузкой понимается светодиод в кнопке (со своей массой), и логический вход на блоке управления противоугонной системой (тоже со своей отдельной массой), общее сопротивление "контроля" порядка 750 Ом.

Такую схему можно использовать?

Насколько я понимаю принцип действия транзистора, такая схема в качестве ключа (режим насыщение) вполне жизнеспособна. Проблемы возникают если использовать такую схему в качестве усилителя.

wdrakula
wdrakula аватар
Offline
Зарегистрирован: 15.03.2016

Очень правильно заголовок написан."кретично"... только буквы пропущены: "кретинично".

--------------------

на своей картинке посчитайте напряжение на эмиттере, плз. Возможно, все станет ясно.

Lomonosov
Lomonosov аватар
Offline
Зарегистрирован: 12.01.2017

Вроде понял, что работать не должно. При попытке открытия транзистора на реле произойдет поднятие напряжения и на эмиттере будет +12 вольт и транзистор закроется. Или что-то типа такого.

 

А такая схема будет работать?

bizzon
Offline
Зарегистрирован: 29.03.2016

На первой схеме- эмиттерный повторитель. Какое напряжение на базе, такое же и на эмиттере минус падение на переходе(около 0,5 вольта). Имеет право на существование. Вторая схема будет прекрасно работать, только между базой и эмиттером правого транзистора поставить резистор килоом 1-10, чтобы надёжно закрывался.

Есть ещё специализированные мощные ключи с контролем тока - например VND830 (6 ампер,2 канала).

ЕвгенийП
ЕвгенийП аватар
Offline
Зарегистрирован: 25.05.2015

Коллега bizzon с языка снял.

Добавлю ещё, если не можете управлять массой, а эммитерный повторитель почему-то не устраивает, кто мешает использовать PNP транзистор?

Lomonosov
Lomonosov аватар
Offline
Зарегистрирован: 12.01.2017

wdrakula пишет:
на своей картинке посчитайте напряжение на эмиттере, плз. Возможно, все станет ясно.
ЕвгенийП пишет:
если не можете управлять массой, а эммитерный повторитель почему-то не устраивает
С эмиттерным повторителем вроде разобрался. Как писали, напряжение на эмиттере равно напряжению базы минус падение. Т.е. 4,5 вольта. Соответственно управлять можно только пятивольтовым реле, но ни как не автомобильным двенадцативольтовым.

ЕвгенийП пишет:
кто мешает использовать PNP транзистор?
Никто, просто хотел обойтись тем что есть в наличии. Но фокус не прошел.

bizzon пишет:
Вторая схема будет прекрасно работать, только между базой и эмиттером правого транзистора поставить резистор килоом 1-10, чтобы надёжно закрывался.
Спасибо за ценное замечание. Подтяжку базы у PNP к +12В предусмотрю.

Всем огромное спасибо за разъяснения и дельные советы!

FAI4
Offline
Зарегистрирован: 23.09.2016

Не забудьте защитить ваше устройство от бросков по питанию.

В бортсети автомобиля по ТУ электроника должна выдерживать кратковременные пики до 60-100В.

(пики возникают в момент "сброса нагрузки" - например отключения стартера, когда идет резкий "обрыв" тока стартера от 50-200А до нуля)

 

Поэтому:

1. либо транзисторы с запасом по напряжению (до 120В)

2. либо сделать местную защиты слаботочной части (как минимум платы Arduino) с помощью стабилитрона (на 18-24 Вольт например) и резистора (последовательно по питанию - ограничение тока стабилитрона)

 

Иначе устройство тихо "умрет" после одного из запусков двигателя и вы долго будет гадать "по какой причине?"...

Lomonosov
Lomonosov аватар
Offline
Зарегистрирован: 12.01.2017

FAI4, спасибо за ценное замечание. Эту проблему я уже поднимал в другой теме:

http://arduino.ru/forum/apparatnye-voprosy/podklyuchenie-nano-k-bortovoi-seti-avtomobilya