Реверс постоянного мотора через Ардуино без драйвера
- Войдите на сайт для отправки комментариев
Чт, 22/12/2016 - 00:56
Всем привет. Меня интересует как можно реализовать через ардуино реверс обычного постоянного мотора (например от лотка дисковода)? Мотор собираюсь запускать через транзистор подавая на базу сигнал с ардуино. Спасибо за вашу помощь заранее.
Например с таким кодом смена полярности работает, если напрямую мотор подсоединить к ардуино . Но я хочу включать мотор через транзистор. Хотелось бы менять полярность моторчика
Лучше и проще поставить мостовой драйвер. Готовый или самому спаять.
А так, ну намудрите чтобы один пин вкючал мотор в одной полярности, а второй (независимо на разных транзисторах) - в другой, только следите, чтобы не вкючить оба пина сразу.
Включать мотор (с возможностью реверса) через транзистор не получится. Нужно собирать мостовую схему на транзисторАХ. Если мотор потребляет ток до 40 мА, можно поэкспериментировать с подключением напрямую к выводам микроконтроллера. Но я бы не стал это делать (индуктивность, знаете ли).
А для реверса мотора (схема Н-моста) 4 транзистора npn нужны или два npn и два pnp?
Так в гугле же этого добра ... и схемы и методики расчёта ...
На биполярных транзисторах - http://radiohlam.ru/teory/h-bridge.htm
На полевых транзисторах - http://roboforum.ru/wiki/H-%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82
Спасибо читаю уже. И ещё один вопросик по поводу pnp npn переходов. Если на npn транзистор на базу подать HIGH он откроется. А вот чтобы pnp открылся надо LOW подать? ПРавильно? Хочу удостовериться мой транзистор не сгорел. ДАташиты на нних нашел . npn КТ819Г и pnp КТ837Ф
Правильно. Притянуть к земле. Тоже самое про полевые транзисторы. N-канальный - к питанию, P-канльный к земле.
Спасибо за ответ. А разные можно использовать марки тразисторов для Н моста (одинаковый у них переход npn и Uбэ 5в макс?) .
Там в тех статьях есть правила расчёта в том числе и параметров транзистора.
Что касается Uбэ - оно почти у всех транзисторов примерно такое (ну, там 6 или 7 бывает, но не больше).
Вопрос связан с тем как его к питанию прижимать для PNP транзисторов? Так там же на эмиттере питание сидит - смотрите схему. ТАк что когда Вы на базу дадите питание, напряжение между базой и эмиттером станет нулём.
Закажука наверное L293. Мне вроде как принцып понятен как работает аш мост. Вчера пробывал это все на релюшках реализовать. Схему нарисовал. В теории смена полярности должна заработать. ПОка не проверял на практике. Есть два реле для ардуино.
Вопрос такой L293 может управлять 12В моторами? Какое количество моторов можно задействовать максимально. Я так понимаю он служит вроде ключа для открывания (пропукскания) питания на моторы, а также реверсы делать.
В даташите всё написано:
Wide Supply-Voltage Range: 4.5 V to 36 V
Output Current 1 A Per Channel (600 mA for L293D)
Peak Output Current 2 A Per Channel (1.2 A for L293D)
P.S. Что за дурацкая привычка создать кучу тем и писать в них одно и то же?
БЛАГОДАРЮ ВСЕХ ЗА ОКАЗАННУЮ ВАМИ МНЕ ПОМОЩЬ))))))))))))))))))))))))))))))))))
Прочитал внимательно статью. http://radiohlam.ru/teory/h-bridge.htm Перед тем как начать делать мост хотел спросить у вас. Будет ли мотор плавно вращаться через ШИМ если подавать сигнал на точку А или В
Теоретически должен, если частота ШИМа будет не велика. Насколько невелика - не знаю. Думаю сотни Гц.
Если ШИМ с ардуино уно?
Мне интересно будет ли управление ШИМ для моторов с Н-моста?
Здравствуйте. Мне интересно будет ли управление ШИМ ардуино ЮНО для мотора с Н-моста? Мне нужно управлять скоростью вращения.
Так, если интересно - соберите и попробуйте. И нам расскажете.
Обязательно следите за нагревом транзисторов.
И ещё, обратите внимание на то, что в этой схеме отсутствуе какая-либо защита (обработка) от одновременного включения высокого уровня в обеиъ отчках A и B. Прдеставьте себе, что произойдёт если транзисторы Т1 и Т3 (или Т2 и Т4) откроются одновременно! Убедитесь, что Ваш скетч никогда такой бяки не допустит.
Спасибо насчет защиты и кода в скетче. думал об этом уже. Хочу управлять реверсом переключателем который двигается в два положения. А в скетче на всякий случай дописать код:
digitalWrite(Точка A, HIGH);
if (точка B==HIGH){
digitalWtite(точка А=LOW)
И наоборот для точки В.
Вот только неуверен успеет эта логика сработать раньше чем будет КЗ)))))
Так делайте наоборот. Переставьте местами. Первую строку исполняйте только после проверки, что там на B. Если в какой-то момент окажется везде LOW - это не страшно, а вот HIGH не допускайте никогда.
Кстати эту схему собирал. только резисторы везде использовал на 1КОм. Транзисторы разные. Все они были проверены на открывание подачаей сигнала на базу (+ или - взависимости pnp или npn). Измерял напряжение мультиметров где должен быть мотор. Источник питания 9В земли питание и ардуино обьединил.
При подачи сигнала + на точку В 9 воль проходят спокойно. и ноль вольт если не подвать сигнал.
С точкой А по другому все. До подачи сигнала показывает какие то 2,2 В а при подачи 0,2 или 0. ПОка не пойму почему так.
Сейчас хочу резисторы найти подходящие для моих транзисторов или транзисторы ту которые в присланной статье указаны заново собрать схемуи проверить.
Хочу своей племяннице маленький подьемный кран сделать. два мотора и одна серва. Один мотор вокруг своей оси поворачивает кран. серва вверх стрелу поднимает за счет потенциометра. а второй мотор тросик поднимал бы.
Точно!!! сразу не подумал проверку в самом начале сделать.)))))
Конечно это не супер сложное изобретение будет как вплане технической или программной реализации. Тут проекты и по круче будут и сложностью и пользой. но я пока учусь. с чего то надо начать осваивать ардуино и электронику
Я бы на Вашем месте взял бы простенькую микросхемку TA7291 и не парился бы.
Там работа двигателя управляется не ШИМом, а опорным напряжением. Его, конечно, тоже их ШИМа делать надо, но зато на мотор идёт плавно, а не рывками.
Но самое главное её преимущество - режим торможения, т.е. быстрой остановки двигателя (как раз на оба входа HIGH подать). Режим классно работает. Двигатель быстро останавливается. А без такого режима, народу приходится его иммитиировать - после отключения питания "в одну сторону" подавать ненадолго "в другую", чтобы быстрее остановился.
НА одном канале В который работает пробывал ШИМ подавать. в градации от analogWrite от 1 до 10 напряжение от 2до 9в меняется (питание крона на 9В). Вроде как работает. Микросхему вашу себе запишу . приобрету.
А l293d для моих целей подойдет? (в плане ШИМ). или все же лучше TA7291?
А l293d для моих целей подойдет? (в плане ШИМ). или все же лучше TA7291?
Это для холивара фанатов той и другой микросхемы.
Принципиальная разница между ними:
293 - подаёт на двигатель всё напряжение сразу, так что управлять скоростью вращения надо через ШИМ, т.е. часто включая и выключая. А 7291 - подаёт на двигатель напряжение, равное опорному, которое на неё подали. Т.е. для управления оборотами мы не включаем/выключаем питание мотора постоянно, а просто подаём на него нужное напряжение.
293 - два полумоста в одном курпусе, а 7291 - один полный мост в корпусе
Ну и у 7291 есть режим торможения, а у 293 нет.
Мне больш нравится 7291, возможно потому. что в крупном проекте мне было очень важно как можно быстрее останавливать и торможение меня просто спасало.
Но, Вы не думайте, что это единственный выбор. Таких драйверов сотни и с торможением, и без, и полумостов и полных мостов. MAX14871, A3968, LV8716, DRV8837, вот ещё десяток на выбор
НУ спасибо вам огромное. ТЕперь я точно определился что лучше выбрать для моей затеии. Я так понял что ШИМ работает по принцыпу вкл выкл сигнала с очень болшое скоростью (этим задается ширина импульца) визуально кажется что это и есть ззамедление мотора или затухание плавное светодиода.
Если даст бог получится сделать кран подьемный то выложу фото и коды как я его реализовал
А какую модель лучше брать TA7291? TA7291sg или TA7291p? есть разницы в функциях ? У разных моделях кол-во ножек разное
Ну, это к Вам попрос. Я же не знаю, какой ток у Ваших двигателей.
ТА7291Р - 1,2А, в пике до 2А
ТА7291S и ТА7291F - 0,4А, в пике до 1А
Разница между S и F только в корпусе. S - в корпусе SIP-9, а F - в корпусе HSOP-16. Опять же, никто, кроме Вас не знает какой корпус удобнее в Вашей конструкции. Я вот, например HSOP боюсь как огня - я их паять не умею :)
На количество ножек не парьтесь - часть не используются. Так-то это одинаковые микросхемы.
В принципе, такие драйверы на мало-мальски большой ток - достаточно дорогие. Поэтому иногда проще сделать самогонный по той схеме, что Вы приводили (ну, а если ток совсем большой, то на полевых транзисторах). Например, нужен Вам драйвер на 4-5 ампер, берёте 4 штуки копеечных TIP122 (12 рублей за штуку), и делаете.
Торможение в самодельном мосте сделать совсем нетрудно. Я не буду давать схему, только идею подскажу, дальше подумайте, запустите какой-нибудь протеус или мультисим и "решите задачу". А идея там такая. Если у Вас есть двигатель, который можно раскрутить рукой и он будет вращаться (без питания), попробуйте во время вращения закоротить его обмотку. Увидите, как он начнёт заметно притормаживать и быстро остановится. Это главная идея. Только не "дораскручивайте" при замкнутой обмотке - можно спалить.
Если в Вашей схеме открыть одновоременно два нижних транзистора, а верхние оставить закрымыми, то Вы по сути закоротите обмотку двигателя на землю. Отдельно заметим, что если двигатель вращается, то он вырабатывает ЭДС - он же как электро-генератор работает. Так вот, когда к обмотке с двух сторон приложена земля, эта ЭДС будет будет уходить в землю, а двигатель тормозить. Это и есть "динамическое торможение".
Таким образом, динамическое торможение даже специально делать не надо. Если мы сделаем защиту от одновременного включения по сигналам в точка А и Б такую, что при открытии любого из нижних транзисторов, соответсвующий верхний будет автоматически наглухо закрываться, то это будет защитой от КЗ и одновременно режимом торможения!
Если же наоборот - открыть оба верхних и закрыть оба нижних, будет тоже самое - на обмотке с двух сторон питание - обмотка замкнута. Так что без рахницы, как придумаете.
Я в мультисиме собирал схему Н моста которую выкладывал здесь. Работает со сменой полярности подавая сигнал на концы А или В. Только если я уменьшаю напряжение на кончах А или В напряжение где мотор не меняется. Я пытался представить ШИМ
А чем можно в мультисиме с имитировать плавное открывание транзистора? Я пробывал функциональным генератором изменяя частоту но тогда приходится и напряжение менять. В универе по электронике мультисим изучали. RC фильтр делали и частоту среза по графику отображали
В элеетронике не силен поэтому не понял что транзистор не откроется плавно
Транзисторы работают в ключевом режиме, они не должны плавно открываться. Почитайте хотя бы википедию, как работает ШИМ.
Изменять надо не частоту, а скважность.
ДОбрый вечер всем. НАконец мост заработал. МИкросхемы всетаки заказал TA7291 и L293d. Жду доставку. Мост решил сделать как посоветовали на ютюбе из 4рех транзисторах NPN. По смене полярности все в норме. Правда напряжение на выходе меньше чем .Если сигнал в точке А то мультиметр показывает 7,5. В точке В 7,1.
Если с ардуино подавать с цифрового выхода (5В), на на выходе получается 4.2(точка А) и 4.0 (точка В).
В видео ролике говорили что транзисторы подойдут любые NPN. Резсторы только на видео ролике 510Ом а уменя 1КОм стоят.
У меня вопрос можно ли добыть выходного напряжения равное источнику питания ?
Схему делал в мультисим. Указал марки своих транзисторов как в моей схеме.
Я наверное замучал этим мостом. Вы уже микросхемы посоветовали чтобы велосипед не изобретать. Но вроде сейчас на 4х транзисторах получилось сделать смену полярности и хочу доделать окончательно и испытывать свой малнький проект, пока микросхемы приедут.))).
Кстати через ШИМ в Н мосте на 4х транзисторах ардуино изменяется плавно напряжение. :
ШИМ=1 - напряж 0,3в;
ШИМ=125- напряж 2,2В
ШИМ =255 - напряж 4В
Кстати через ШИМ в Н мосте на 4х транзисторах ардуино изменяется плавно напряжение. :
ШИМ=1 - напряж 0,3в;
ШИМ=125- напряж 2,2В
ШИМ =255 - напряж 4В
Это Вы серьезно?
Или просто кроме мультиметра Вам измерить нечем?
Серьезно. Мультиметр так пишет. БОльше нечем измерять. А чем еще можно измерять напряжение?
Можете помочь с ответом. По чму напряжение на выходе Н-моста ниже чем источник? ДЕло в самих транзисторах? Может мне у каждого напряжения измерить по отдельности эмитер-коллектор???
Если с ардуино подавать с цифрового выхода (5В), на на выходе получается 4.2(точка А) и 4.0 (точка В).
Поставьте одинаковые транзисторы и будет полное счастье.
У меня вопрос можно ли добыть выходного напряжения равное источнику питания ?
Нет. Это был бы вечный двигатель. Проведите пальцем по схеме от + до GND через нагрузку, как ток течёт. По пути Вы пройдёте через два тразнистора. Значит, двойное падение на переходе КЭ Вы потеряете обязательно.
А чем еще можно измерять напряжение?
В данном случае имзмерять надо осциллографом. А т.к. Вы забыли поставить диоды - подключите осциллограф - увидите жуть жуткую :)
Можно ли избежать падения напряжения на транзисторах? В мультисиме мультиметр напряжение по схеме выходное равной источнику.
Нельзя. Я же говорю, тогда вечный двигатель получится.
Кстати, Ваша начальная схема (с двумя специальными открывающими транзисторами) намного более экономична. И напряжение в ней повыше получется (Vcc - 1,2В). В этой же схеме очень большие токи в землю уходят.
Так в гугле же этого добра ... и схемы и методики расчёта ...
На биполярных транзисторах - http://radiohlam.ru/teory/h-bridge.htm
На полевых транзисторах - http://roboforum.ru/wiki/H-%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82
я на симисторах делал ещё
Я понял вас. Получается потери напряжения всегда будут. Собрал схему из одинаковых транзисторов C945 npn . Все работает по смене полярности . Источник питания 9В (крона). На выходе пмультиметр выдает 8,1-8,0.
Но при подаче 5в с ардуино падает на выходе до 3,9.
Интересно почему тогда мультисим потери не выдает измеря мультиметром выход Н моста.
Не знаю, у меня Electronics Workbench - по-моему это просто "недодеоланная" упрощённая версия ьултисима (нет?) всё считает нормально.
Думаю, что в моделях Ваших транзисторов лажа написана. Попробуйте поставить "идельный транзистор" - должна выдать.