Официальный сайт компании Arduino по адресу arduino.cc
Как измерить перегрузку во время полёта ракеты?
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Чт, 06/06/2019 - 15:06
Недавно решил сделать самодельный ракету. Идея такая: когда ракета долетит до самой высокой точки и начнёт падать её перегрузка(g) будет приближаться к нулю, а потом уйдёт в минус и в этот момент выпустить я парашют. Мне нужен (как я понял) акселерометр и статья, с помощью которой я смогу понять как измерить именно перегрузку по оси z, а не положение в пространстве.
Какой нить дешевый GPS прикрутите и по достижении координат "на высоте под углом "- срабатывает.
стандартная улитка-замедлитель отстрела парашюта уже не устраивает?
Наверное можно попробовать и барометр. Современные квадрики с помощью него держат высоту точнее метра без gps.
стандартная улитка-замедлитель отстрела парашюта уже не устраивает?
Раньше и камеры на ракеты не ставили, а сейчас вона как... :)
стандартная улитка-замедлитель отстрела парашюта уже не устраивает?
Если честно, первый раз слышу. Она так и называется?
Барометром измеряют. На моей памяти двое уже с такими вопросами приходили.
стандартная улитка-замедлитель отстрела парашюта уже не устраивает?
Раньше и камеры на ракеты не ставили, а сейчас вона как... :)
Прогресс всё-таки))
А в движках для моделей ракет разве нет вышибного заряда ? Я думал он как раз для такого... сам делал и запускал лет 30 назад, ужо не помню )
вам поможет простое решени - трубка в которой положить пластикавый шарик от детского пистолета и фотоэлемент в нижней точке
как только "ракета" окажется в минимальной отрицательной графитации - шарит сместится и даст команду на открытие...
еще как вариант - простой маятник на нитке в луче фотопары - как только он сместится (начало падения или критический наклон) - сработает
А в движках для моделей ракет разве нет вышибного заряда ? Я думал он как раз для такого... сам делал и запускал лет 30 назад, ужо не помню )
есть - но не факт, что сейчас китайские двигатели с ним идут...
его еще выковыривали, дабы снизить вес..
мы парашют делали проще - головной обтекатель не вклеивали а просто сверху ставился на стартовом столе - пока идет разгон - его прижимает , как только закончился заряд - инерция еще немного поднимает ракету, но обтекатель уже падает и ниткой выдергивает парашют
стандартная улитка-замедлитель отстрела парашюта уже не устраивает?
да,выпиливалась лобзиком из миллиметровки, стандартные движки шли без неё, приходилось дорабатывать
еще как вариант - простой маятник на нитке в луче фотопары - как только он сместится (начало падения или критический наклон) - сработает
Не особо технологично. Хотя ардуина на ракете тоже (если она конечно еще что то не делает).
вам поможет простое решени - трубка в которой положить пластикавый шарик от детского пистолета и фотоэлемент в нижней точке
как только "ракета" окажется в минимальной отрицательной графитации - шарит сместится и даст команду на открытие...
еще как вариант - простой маятник на нитке в луче фотопары - как только он сместится (начало падения или критический наклон) - сработает
Спасибо, давно так не смеялся :)
Есть волшебный китайский датчик наклона с капелькой ртути в формате ардуины.
Есть волшебный китайский датчик наклона с капелькой ртути в формате ардуины.
да и самому склеить можно.
Перегрузга станет равной 0 когда отработает движек. и это произойдет менше чем на половине высоты полета.
Можно имсользовать гироскоп, что бы определить когда после максимума высоты ракета развернется обтекателем вниз или барометрический датчик.
У меня дети в кружке "Юный техник" как раз ракету делают, мы ставим гироском mpu6050. А разброс по высоте большой- может просто таймер поставить?
Тебе не надо мерить по z ты можешь проверять корень из суммы квадратов x, y, z акселерометра, пока он не станет меньше стартовой. И тогда открывать систему спасения. Можешь датчик давление опрашивать либо на фиксированное давление стартовое давление + давление высоты открытия. Либо следить динамику, давление падает, летим вверх начало подниматся, падаем, главное от набегающего избавится. Вариантов много.
Да и акселерометра измеряет ускорение, на тело в покои или без ускорение на тело действует только ускорение свободного падения. При свободном падении вектор (хуz) будит меньше g
Вспомните школьную физику. Состояние свободного падения начнется с того момента, как закончит работу движек. А ракета после этого продолжает полет вверх и набирает еще очень значительную высоту после этого.
Крик вопиющего в пустыне!
Физика - это не модно, отстань, дядь! Летит вверх - значить не падает ;)
А вобще после завершения работы движка свободного падения и невесомости не будет. Аэродинамика начнет тормозить и будет отрицательное ускорение медленно уменшающееся до 0 по мере снижения скорости. Вобще и до завершения работы движка не факт что ускорение будет. Может быть практически 0, если тяга движка и аэродинамическое сопротивление равны и равнодействующая их 0. Вывод: контроль ускорения для определения наивысшей точки - дурная идея.
ну, если тяга движка и аэродинамическое сопротивление равны , то тогда ккселерометр будет показывать ускорние равное g.
А сопротивление воздуха, да будет создавать отрицательное ускорение, но оно существенно меньше g и на фоне аэродинамической "болтанки" , скорее всего, будет плохо детектироваться.
Вспомните школьную физику. Состояние свободного падения начнется с того момента, как закончит работу движек. А ракета после этого продолжает полет вверх и набирает еще очень значительную высоту после этого.
Блин и ты говоришь мне вспомнить физику?
Сопротивление воздуха не создаёт, какое либо ускорение. Оно создает силу. Эта сила действует на объект, под действием совокупности сил, тело либо, движется равномерно, либо с ускорением.
Если тело двигается равномерно или в состоянии покоя (без ускорения) то акселерометр будит фиксировать только силу действующую со стороны Земли (силу притяжения).
Далее при достижении высшей точки, на тело действует сила "тяжести" под действием этой силы объект начнет движение к Земле, но на неедго будут действовать силы сопротивления срды. В сумме этих сил, тело начнет движение с ускорением близкому или чуть меньше чем Ускорение свободного падения. Что бы не ловить оси, я и предложил следить за длинной вектора g. Это будит работать, если конечно она врашатся сильно не будит, тогда на него (акселирометр) будут действовать центробеждные силы, которыей он так же будит фиксировать.
Только барометр....
https://www.instructables.com/id/The-Ultimate-Altimeter-A-compact-Arduin...
https://www.instructables.com/id/Radio-Telemetry-for-a-Model-Rocket/
Что аватарка, что сам человек
Всем остальным спасибо за идеи)
Забавно...
Сколько людей, столько и разных физик )))))))))))))))))))
Забавно...
Сколько людей, столько и разных физик )))))))))))))))))))
Ну а что ты хотел? Мы ж в рунете! Щаз быстренько сколхозим на ардуино датчик, который отличает гравитационные силы от инерционных!;)))))) И в задницу ОТО вместе с Энштейном! ;))))
Боюсь он может сработать и несколько раньше )
Стабильности нет.....
https://youtu.be/d3nlabea9xo
Мы попробуем с акселерометром. Интегрируешь ускорение, получаешь скорость, на нулевой скорсти выпускаешь парашют. Тем более что тема "Как измерить перегрузку во время полёта ракеты?"
Мы попробуем с акселерометром. Интегрируешь ускорение, получаешь скорость, на нулевой скорсти выпускаешь парашют. Тем более что тема "Как измерить перегрузку во время полёта ракеты?"
Ну попробуйте. Не забудьте поделиться результатами. Хорошо было бы сделать лог значений ускорений по всем осям от времени, хотя бы раз 10 в секунду.
Мы попробуем с акселерометром. Интегрируешь ускорение, получаешь скорость, на нулевой скорсти выпускаешь парашют. Тем более что тема "Как измерить перегрузку во время полёта ракеты?"
что за акселерометр? не заморачивайся на скорости. фиксируешь данные по оси Х, У, Z как корень из сумм квадратов, даже не заморачиваясь, в сырых данных от датчика... и ждешь пока этот корень из сумм квадратов не станет меньше стартовой, и активируй систему спасения. испытал работает... лог могу скинуть... да и и прогу для MPU6050
Слушай... пойди почитай физику и больше бред не пиши... К моменту выгоранию топливо, у тебя ускорения не будет равняться нулю...
Ускорятся тело (свободнопадующее) будет согласно калсической физики, близкое к g измеренное при старте... Акселирометр при этом, из за его устройства (они детектируют силы действующие на них) по осям Х,У,H покажут отсутствие сил или близкие к этому значения, если не будут совершать вращательные движения...
При нарастании скорости... силы тяжести и споротевления воздуха уровновешиваются и тело продолжает падать без ускорения... и тогда аксел. покажит опять значение близкое к g
Тоесть
g- показания акселерометра.
Старт g
работа двигателя g+a
двигатель не работает g+<a
полет с замедлением g+<<a
апогей g
падение <g
Как я уже много раз писал - я учился на МехМате МГУ с 86 по 91 годы. На первом курсе была у нас ГрОб - гражданская оборона, вел полковник Блинов (имя-отчество не припомню). Дурак полный, как и положено военному. Он рассказывал про СОИ американское:
- Вишь чего американцы удумали! Летит спутник по орбите и в держателях у него атомная бомба зажата. Над любой точкой планеты, по команде с земли держатели разжимаются и бомба падает!
Это кретин так и не понял, отчего вся группа оказалась под партами! Даже самые стойкие, которые комсомольцы и все такое, не могли сдержать слёз и икоты.
======================
Согласись в том, что акселерометр в свободно летящей палке показывает не ноль - есть что-то похожее! ;))))))
Разрешить сей спор помогут только RAW-данные акселерометра с падающей ракеты.
Однажды такую по телевизору видел даже. И у нее парашют не выпал.
https://easy-physic.ru/rakety/
Однако на ЕГЭ такие задачи решают. Все формулы в решении. Всем желающим можно графики скоростей и ускорений построить.
Для особо продвинутых http://www.astronaut.ru/bookcase/books/obert/text/09.htm?reload_coolmenus
Ну например из-за уменшения атмосферного давления на срезе сопла приводящего к черезмерному боковому расширению реактивной струи. Или из-за снижения площади горения топлива по мере его выгорания (про порох с 7 дырками слышали надеюсь). Шо Вы как маленький! Чего всякую фигню за вас другие должны придумывать?
Выучите таки физику! Там стока тонких эффектов что что хош могут обяснить :)
Вывод по теме прост. Акселерометр не нужен. Но поигратся не запрещается.
Для особо продвинутых http://www.astronaut.ru/bookcase/books/obert/text/09.htm?reload_coolmenus
Не подходит для особо продвинутых. Нет картинок. Зато много интегралов, которые не соответствуют привычному уровню форума.
Двигатели для моделей раккт так устроены. Они дают максимальную тягу на старте, а потом она уменьшается. Это делают специально, что бы добиться максимальной высоты подъема при заданном весе топлива.
есть движки с другим профилем, но они обычно ставятся на первые ступени многуступенчатых ракет. Но даже у них тяга в конце падает вследствии выгорания топлива. Они же не мгновенно останавливаются.
Ну попробуйте. Не забудьте поделиться результатами. Хорошо было бы сделать лог значений ускорений по всем осям от времени, хотя бы раз 10 в секунду.
12 мс на опрос получается на mpu6050. На 5 с хватит.
на картинке то что летало... и фиксировало данные... летело на пластиковой бутылке с водой...

дальше на графики, то что пришло с датчика.

1-41 ракета в покое. 41-66 докачка воздухом... с 66 старт, 143-200 здесь данные не передавались. Все получилось с хер знает какой попыкти... ардуинка и вода вещи не совместимые... 220-260 конец подъема начало падения. 260-360 падение 360 удар о землю.
Народ, кто в СПб отдам NEO-6M-0-001 gps без антены. Походу я его подпалил, пока балывался водой и ракетой... Мож кто востановит.
Как видно с графика, акселерометр, хорошо фиксирует все этапы полета самодельной ракет. И четко интерпритируется.
Я ахреневаю, дарагая ридакцыя!
Знаете, мужики, одна из моих обязанностей на работе - отвечать на письма
сумасшедшихтрудящихся, начинающиеся с фразы "Дорогая академия наук ...", так вот уровень дискуссии мне что-то стал напоминать :)))Охты! Не пустомеля!
А где видео полета?
Ну давай разбирать эксперимент. Сразу немного вопросов.
1. Я так понял, летала пластиковая бутылка. На ней ардуина с дискретностю 12мс меряет модуль вектора ускорения и гравитации и по радиоканалу отдает. Бутылку наполовину залили водой и поставили вертикально соединив с компрессором. Момент пуска - когда бутылка сама сорвется с штуцера. Так?
2. В момент 0 началась фиксация телеметрии. Значение около 10, похоже это g. Через 41 дискрет (480мс) вкл компрессора, накачка до 66 дискрета те до 792мс. Накачка длилась всего 312мс?
3. С 66 дискрета - летим, вероятно вертикально вверх?
Среднее значение 24 имеем аж до 143 дискрета. Учитываем g имеем что "ракета" ускоряетс 14м/с^2 на протяжении 924мс и набирет скорость 13м/с на высоте около 7м. Дальше данных нет. На самом интересном месте !!! И странный пик на 136-143. Это может быть завершение работы двигателя, ну вода кончилась. До 136 ускорение без тенденции к росту, возможно снижение массы компенсируются падение давления воздуха в бутылке и ростом аэродинамического сопротивления.
4. Участок 200-220 можна трактовать неоднозначно а) - движек работает, но давление в бутылке падает и ускорение снижается, аэродинамика также этому способствует; б) - движек отработал, аэродинамическое торможение при подеме. Если выбрать вариант а, то где тогда на графике участок соответствующий б? Если выбрать б то он должен закончится невесомостю. Невесомость на графике аж на 290-330. Почему несогласуется?
5. "220-260 конец подъема начало падения." - очень непохоже. должна быть невесомость т.к. в верхней точке скорость около 0 и движек не работает, а невесомость имеем на 290-330. Может тут кувырок был?
6. "260-360 падение " Тоже не согласуется. За первые 1200мс падения без учета аэродинамики только 7м пролетим. С аэродинамикой менше. А у нас максимальная высота явно более 7 м, см коментарий после п.3
7. "360 удар о землю." скорей там 400. Тогда от верхней точки на 240 дискрете до 400 имеем 1,9с. Без учета аэродинамики успеем упасть с 20м и п.6 решится. Но непонятно вот что. Удар должен бы начинатся с очень большого и короткого ускорения. А тут некий процесс не очень сильный но долгий, аж сотни милисекунд.
Непонятно, когда на бумаге, за столом с умным видом рисуется. А в поле всё понятно. Достаточно лёгкая пустая бутылка с небольшой платой плавно тормозила в высокой траве или чём-то в этом роде.